Взрослые подростки

Мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один.
(М. Жванецкий)
Статья предназначена для тех, кто не любит блуждать в темноте. (Саглара)

…………………

Если мы приглядимся внимательно, то увидим, что вся наша жизнь устроена так, что во всем есть свой порядок.  Свой порядок есть и в развитии человека. Мы не рождаемся взрослыми, а потом учимся ходить. Нет, мы рождаемся детьми, учимся узнавать мир, предметы, говорить, ходить, производить самостоятельные действия и так далее. То есть это естественный процесс роста и развития.  С точки зрения роста  человека этот процесс нам понятен, поэтому давайте попробуем применить тот же самый принцип  только в другом масштабе, по отношению ко всему  человечеству в целом. Для чего нам это надо? Чтобы узнать, на  каком этапе своего развития (эволюции) на данный момент находится человечество.  Эта аналогия  поможет нам сориентироваться,  где мы находимся в данный момент времени и какие задачи стоят перед нами на данном этапе нашего развития. Соответственно это знание поможет нам выбрать, выработать правильное направление наших дальнейших действий и перестать плутать в темноте неведения. Согласитесь, гораздо легче идти при свете, видя цель твоего путешествия.
При анализе будем учитывать, что все это только теория, не следует искать буквального сходства, а тем более сходства во временных рамках.

Глава 1. Начальные этапы.

Младенчество.

Тут давайте договоримся об одной условности: “рай”, где Бог сотворил и где потом обитали Адам и Ева – это зарождение и развитие плода в чреве матери. “Изгнание из рая” – это рождение. Точно так же, как плод, выходя  из теплой, спокойной и уютной матки оказывается в резком, холодном, грубом, неуютном мире, точно так же и человечество, после своего «изгнания из рая», оказалось в суровых условиях выживания вне его.
Итак, с “изгнанием из рая” начался младенческий возраст человека.

Человек  начал познавать. Познавал себя, своё тело, свои возможности,  окружение, накапливал первый опыт жизни: опасно-неопасно, съедобно-не съедобно, больно-приятно …  Здесь зародился страх, он был основным инстинктом  самосохранения человека. Страх помогал человеку выжить.  В младенческом возрасте  человечество было очень уязвимо (вспомните новорождённых детей).

Ранний возрастной этап.

Постепенно человечество росло:  им уже был открыт огонь, изобретена речь,  всевозможные орудия труда, продолжается его изучение себя,  животных, окружающего мира. Это был период любознательности.

Правда, для объяснения причини природных катаклизмов или причины удачи-неудачи того или иного предприятия человечеству ещё не хватало знаний, поэтому оно делало выводы “если я буду вести себя хорошо, мама-папа ругаться не будут”. Так зародились суеверия и языческие религии.

Вспомните детские страшилки:”не будешь слушаться, придет бабка-ёжка и тебя съест”. И ребенок делает  все, что требуют от него родители.  Человечество-ребенок тоже было очень послушным, “богопослушным” ребенком. Страх перед “гневом божим” и “грехами”, а также ожидание от него чуда и помощи помогли  возникновению церкви, которая очень быстро уловила этот “секрет” и накинула на “ребенка” узду, которую он по неведению, принял за заботу.

Золотая пора детства.

Дальше у человечества-ребенка наступила «золотая пора детства», известное в истории как  “Золотой век”. Это время расцвета и проявления  талантов,  множество открытий в разных сферах жизни.  Человечество живет, наслаждаясь. И  как все дети, человечество-ребенок совершенно не задумывалось  о последствиях своих действий, комнату свою – планету Земля, не убирало, сорило, ломало, ничего не берегло, пользовалось всем, не задумываясь о негативных последствиях подобного отношения.

И постепенно довело своё жилище-землю до состояния глобальной катастрофы. Грязные реки несут свои грязные воды в океан, умерщвляя жизнь. Леса вырубаются, многие виды животных исчезают, реки пересыхают, земля истощается.  От такого небрежного отношения дом зашатался.

И тогда человечество спохватилось и осознало, что настала пора предпринимать усилия для очистки, ремонта и приведения в порядок своего дома. Счастливое детство закончилось, человечество вступает на путь взрослости и ответственности за свою жизнь и  всего того, что его окружает.

Глава 2. Подростки.

Но просто так из детства во взрослость не перескочить, у человечества наступила фаза «переходного периода».   «Переходный период»  наблюдается во всех явлениях, где есть движение, и эволюция развития тому не исключение.  Итак, на данный момент  человечество переживает “переходный период” от ментальной и поведенческой инфантильности ко взрослому и ответственному подходу к жизни. То есть идет ломка привычного старого мира, где все было так понятно и относительно просто. Старые правила существования уже не работают, а новых ещё не знает. И как все новое, новый мир пугает своей неизвестностью.  Думаю, что большинство из нас знает, чем отличается подростковый период, вспомним основные из его характеристик:

  1. Подростки стараются выглядеть взрослыми: они старательно хмурятся, поджимают губы, мало улыбаются, и во всем пытаются подражать взрослым, даже курить начинают, чтобы старше выглядеть.
  2. Подросток не понимает, что взросление – это в первую очередь означает  «личная ответственность», он ещё не может предвидеть последствия своих действий и слов. Соответственно он не в состоянии взять на себя личную ответственность за последствия своих действий. А так как в мозгу у себя он уже взрослый, но  окружающие почему-то эту его взрослость не замечают, отсюда возникает:
  3. Повышенная обидчивость.  Любое замечание в свой адрес подросток воспринимает как покушение на свою «взрослость».
  4. Отсутствие умения и желания понять другого человека. Такого понятия для подростка ещё не существует.
  5. Сравнение себя с другими.
  6. Незнание и неумение выразить себя, как следствие – появление агрессии.
  7. Незнание чего хочет и неумение донести свои мысли и желания в адекватной и понятной другим форме.
  8. Упрямство.
  9. Бунтарство. Юношеский максимализм.
  10. Неумение понимать, принимать свои ошибки, а тем более извиняться за них.
  11. Незнание и непонимание жизненных процессов, отсюда как следствие, появление самого разного рода страхов: страх  быть непринятым, страх быть униженным, страх ошибиться, страх одиночества.
  12. Для этого периода характерны сбивания в группировки с одним сильным лидером.

Для подросткового возраста очень подходит выражение «низы не хотят, верхи не могут». То есть подросток уже не ребенок, но ещё и не взрослый.  Он уже вышел из беззаботного детства, но ещё не знает  как жить во взрослом мире.  Если раньше практически единственным миром ребенка были родители (“бог”), то подросток уже отошел от “бога” (родителя) и пытается найти собственные ориентиры в жизни. На этом этапе возникают кумиры и слепое копирование, подражание и следование лидеру.  Подросток ещё не знает, что для него хорошо, а что плохо.

Как же проходит подростковый этап в масштабе  человечества?  Сейчас мы будем говорить НЕ о физическом возрасте, а о МЕНТАЛЬНОМ развитии людей.
Если вы смогли увидеть аналогию характерных признаков подросткового возраста с тем, что происходит сейчас в мире, вы можете понять, что человечество в целом проходит “подростковый” этап.  Следует заметить, что этот процесс неоднороден, все страны его проходят в своем ритме и со своей интенсивностью. Впрочем, и у людей наблюдается то же самое: у кого-то подростковое созревание проходит бурно, у кого-то совершенно незаметно. У кого-то оно проходит быстро, кто-то остается на этом этапе всю жизнь.

С сегодняшим миром произошло то же самое: старый мир с его правилами показал свою несостоятельность и стал рушиться (это мы видим по глобальному кризису в экономике), старые правила уже не приносят желаемого эффекта, а новые ещё не изучены, непоняты, неизведаны. Именно поэтому многие люди и пребывают в состоянии смятения и хаоса «что делать?»

Давайте посмотрим в чем заключается ментальность подростка у взрослых людей:

  1. И самое первое, что бросается в глаза – это обидчивость. Огромная, очень чувствительная и “навсечтоугодная”. С такими людьми порой бывает невыносимо общаться, потому что они умудряются обидеться даже в разговоре о погоде. 🙂
  2. Они всегда выглядят серьезно, редко улыбаются в страхе, чтобы о них не подумали, что они несерьезны или «ветренны». Чувство юмора практически отсутствует или подавляется в страхе выглядеть «несерьезным».
  3. На любое замечание или уходят в глубокую защиту – обида, или переходят в наступление – оскорбление. В замечаниях видят угрозу своей «взрослости».
  4. Неспособность и нежелание посмотреть на себя критически. Любой человек имеет свой собственный набор качеств, который нужно знать. Но иногда минус, глядя на него под другим углом зрения, может обернуться большим плюсом, но если ты не знаешь и не принимаешь свои минусы, ты упускаешь эту возможность.
  5. Неспособность и нежелание признать свои ошибки и неспособность просить прощения за них. Это очень сильно сковывает дальнейшее развитие, потому что в страхе совершить ошибку, человек стоит на месте, не развивается.
  6. Все пункты от 1 до 5 можно назвать «доминированием эго».
  7.  Предпочитают действовать с позиции силы. “Сила есть ума не надо”. Именно поэтому сбиваются в группы, потому что “вместе мы – сила”. (Вспомните группировки у подростков, там правит единственный критерий: физическая сила и наглость).
  8.  Появление кумиров, следование за лидером. Зачастую слепое повиновение, потому что нет веры в себя.
  9. Нет веры в себя.
  10. Нет знания себя,  ещё нет осознания себя ни осознания окружающего мира.
  11. Отсутствие ответственности за свою жизнь. Если у детей – это проявляется  зависимостью от родителей, то у “взрослых детей” – это зависимость от обстоятельств,  правительства, погоды, чужого мнения, “косых взглядов”, религии.И так далее.

Вывод.

Из вышеизложенного анализа  мы видим, что данный этап развития человечества – это этап подростковости, когда человек уже не ребенок, но ещё и не взрослый. Это подросток, который только вступает во взрослую жизнь, где действуют другие законы и правила, где царят другие ценности и подходы.  И если раньше человек ПОЛУЧАЛ: получал от природы блага, от церкви «прощение», от  государства стабильность, от случайностей – удачу, то сейчас момент потребительства прошел. Настал момент ОТДАЧИ. Теперь  мы должны ОТДАВАТЬ в мир что-то ценное, что есть в каждом из нас.  Это может быть творчество, это может быть хорошее настроение, любовь, счастье,  это могут быть открытия в медицине, науке.

Это благоустройство своей собственной жизни и жизни окружающего мира, планеты (нашего дома).

Но мы не можем отдавать или заботиться о ком-то, если в душе у нас полный раздрай и хаос. Именно поэтому на сегодняшний день и становится так актуальным буддизм, который говорит «открой будду в себе», открой тот бесконечный источник мудрости и богатства, которым ты являешься. Очисть его от мусора стереотипов и прошлых привычек, смахни пыль со своего мировоззрения и начни сиять, принося счастье и благость в этот мир.  Ведь все, что мы делаем: учимся, работаем, любим, стараемся, пытаемся, изобретаем  – мы делаем для того, чтобы быть счастливыми.  А счастье – это не «иметь много денег и крутую тачку». Счастье – это внутренняя, глубочайшая наполненность души, которую невозможно заполнить вещами материального мира. Вещами материального мира можно только украсить очищенный источник счастья, которым станешь ты.

И вот уже нам становится ясно, что задачи нынешнего периода – это ответить на вопрос и научиться  “как же все это делается?”.  Многие люди на земле уже поняли это и действуют в новом направлении, в направлении нового мира, а большинству ещё  предстоит понять и усвоить, что же такое и в чем состоит «личная ответственность» каждого.  Как научиться брать на себя ответственность за то, что происходит в нашей жизни как хорошего, так и плохого.  Мы должны понять, что если мы по-настоящему хотим быть великими, мы не можем быть великими прошлыми заслугами предков, мы не можем быть великими каким-то одним «лидером», территорией или её географическим местоположением. Мы должны понять, что наше СОБСТВЕННОЕ величие кроется в КАЖДОМ  из нас. А для того, чтобы это понять и открыть, надо сделать очень многое, например, познать и узнать себя, научиться слышать себя и собственные желания. Принять себя таким, какой есть, научиться любить себя. Научиться слушать и слышать других людей, Вселенную. Научиться эффективному взаимодействию как с окружающими людьми, так и с окружающим пространством. Перестать ходить по кругу и начать приносить пользу себе,  окружающим и миру.
Научиться извлекать полезные уроки из любого опыта, каким бы негативным он ни был.  Научиться самому прощать и просить прощения, не ожидая, что за тебя это сделает кто-то (та же самая церковь).   И так далее, и тому подобное. Это все называется «работой над собой». Что называется: найти свой собственный Алтн Зам – Золотой Путь в жизни и идти по нему.

Поэтому все, что происходит на данный этап в мире – это вполне закономерное продолжение процесса эволюции. Это следующий этап развития нашего человечества, у которого свои правила, свои ценности, свой подход,  свое видение, свои «инструменты» его прохождения. И по мере овладевания этими инструментами, мы увидим, что жизнь становится намного ярче, богаче, сочнее. А жить становится интереснее, счастливее и любимее.

Так что … пришло время переходить на следующую ступень эволюции.

«Всё, что нам нужно, у нас уже есть – возможность ткать гобелен каждодневного счастья с помощью иголки и нити нашего собственного ума» (Сакьонг Нипам)

Саглара Харцхаева и школа «Алтн Зам – Золотой Путь»

 

Leave A Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =

Докажи, что ты не робот, реши эту задачку. :) *